В отечественной литературе под эндодонтическим вмешательством понимается любое врачебное действие с лечебной целью, которое осуществляется через полость зуба или в ее пределах (В. С. Иванов и соавт., 1984). Николишин А. К. (1998) дает определение эндодонтии как науки об анатомии, патологии и методах лечения полости зуба и корневых каналов. Определение несколько размыто, поскольку нет четкой дефинации, что определяется под понятием "лечение полости зуба". Но далее автор четко указывает, что под эндодонтией следует понимать одонто-хирургические вмешательства внутри зуба с целью его сохранения с последующим восстановлением формы и функции зуба терапевтическими или ортопедическими методами. В то же время нужно подчеркнуть, что в последние годы взгляды на эндодонтию существенно расширились. Прежде эндодонтические вмешательства включали в себя работу именно только в пределах полости зуба и корневых каналах. Современная эндодонтия имеет значительно большую область и включает в себя следующие действия:
· защиту здоровой пульпы от заболеваний и (или) от химических и механических повреждений (в первую очередь ятрогенных);
· покрытие пульпы (как прямое так и непрямое);
· частичную пульпэктомию (витальную ампутацию);
· мумификационные методы;
· тотальную пульпэктомию (экстирпацию);
· консервативное лечение инфицированных корневых каналов;
· медикаментозная терапия периапикального очага воспаления;
· хирургические методы, включающие в себя резекцию верхушки корня, гемисекцию, ампутацию корня, реплантацию, имплантацию эндодонтических имплантантов и др.
Такой подход к эндодонтии, как самостоятельной ветви одонтологии, имеющей свои цели и задачи, особые приемы и методики, устанавливается в течении длительного исторического периода по мере накопления опыта и прогресса в науке и технологии Появление новых знаний приводило к существенному изменению представлений о возможностях воздействия на патологический процесс в пульпе и периодонте. Через ошибки и разочарования, от принятия и отрицания способов и методик лечения, от первоначальных задач борьбы с болью до сегодняшних целей ликвидации патологического процесса и сохранения зуба как анатомо-функциональной единицы, эндодонтия прошла большой путь. Нам представляется важным в кратком историческом обзоре проиллюстрировать эволюцию представлений об эндодонтии.
Заболевания зубов знакомы человеку с незапамятных времен, в том числе те заболевания, которые сейчас нам известны под названием ”пульпит„ и „периодонтит”. В античные времена уже предпринимались попытки облегчить страдания людей от зубных болезней не удаляя зуб, т. е. проводя сравнительно консервативную терапию. В то время существовало представление, что заболевания зуба вызываются червями, и это мнение продержалось до середины 18 века. В Древнем Китае впервые предложили препараты, содержащие мышьяк "для уничтожения червей". Еще в начале нашей эры были предложены трепаны для обеспечения дренажа из полости зуба и периапикальных тканей при периапикальном абсцессе. Несмотря на современный прогресс в эндодонтии, нужно отметить, что и сегодня еще нет лучшего средства для облегчения боли при гнойном воспалении периапикальных тканей. Первые попытки лечения каналов были предприняты в 17 веке, но, до конца 19 века это лечение состояло лишь в облегчении боли путем обеспечения оттока экссудата. В конце 19 века стали очень популярны мостовидные конструкции и штифтовые зубы, а эндодонтические вмешательства стали очень востребованы. Считалось, что "живой" зуб не годится под опору мостовидного протеза без предварительной девитализации. В это время появились анестезирующие вещества (кокаин) и началось производство эндодонтических инструментов, которые в основном использовались для удаления тканей пульпы или для удаления распада.
Однако концепция пломбирования канала еще не была разработана, и каналы в основном использовались для обеспечения ретенции штифтовых зубов. С 1886 года в эндодонтии стала широко использоваться рентгенография зубов. Такая эндодонтическая "терапия" получила псевдонаучную респектабельность. Считалось дурным тоном удаление любого зуба или корня, если их можно было использовать под ортопедические конструкции. Очень часто при таком подходе образовывались множественные свищи, которые лечились консервативно различными методами. Зависимость между мертвыми зубами и образованием свищей с гнойным отделяемым была известна, но на нее не обращали серьезного внимания. И лишь в 1911 году Hunter существенно раскритиковал этот подход. Он считал, что очаги воспаления в периапикальных тканях вызывают ряд общих заболеваний организма. Появились многочисленные работы, которые, в какой-то степени, подтверждали это предположение. Дело дошло до того, что на схемах изображали зуб, а от него проводили стрелки практически ко всем тканям и органам, подчеркивая роль фокальной инфекции в патогенезе развития некоторых заболеваний сердца, почек, органов ЖКТ, кожи, глаз и т. д.
В этот период стоматологи не могли, по существу, отвергнуть выдвинутые обвинения, что привело к неоправданным рекомендациям - удалению всех зубов с рентгенологическими изменениями в периапикальной области.
Забегая вперед, следует отметить, что современные исследования эти обвинения не подтвердили. Но идея виновности зубов с осложненным кариесом в "хрониосепсисе" до сих пор присутствует в учебниках по стоматологии.
Наиболее обоснованные обвинения Hunter базировались на том факте, что при удалении зубов, хирургических, пародонтологических и эндодонтических вмешательствах в крови у пациентов появлялись на некоторое время транзиторная бактериемия. Последнюю и обвиняли во вредном влиянии на организм. Считалось, что такая бактериемия время от времени возникала также и при хроническом течении периодонтитов. Однако в работах Okeli и Elliot (1935) показано, что наличие и степень бактериемии зависит от наличия и тяжести заболеваний пародонта и степени повреждения при удалении зуба, а не от состояния пульпы зуба. Fich, MacLean (1936) показали несоответствие между бактериологическими исследованиями и гистологическими изменениями. Они убедительно доказали, что если патологический карман подвергнуть антисептической обработке (каутеризации) перед удалением зуба, микроорганизмы не обнаруживаются в кровяном русле. Действительно, сегодня концепция, что "мертвый зуб", т. е. зуб без пульпы не обязательно инфицирован, стала общепринятой. Раньше методы лечения периодонтов включали противомикробную заапикальную терапию как обязательный атрибут лечения. Более того, признание, что функция зуба зависит от состояния пародонта, а не от наличия живой пульпы стало доминировать.
Другое важное заключение было сделано Rickert и Dixon (1931) в их классическом исследовании, которое привело к возникновению теории "полой трубы". Они показали, что воспалительная реакция возникает и имеет место вокруг отверстий полой трубы при имплантации платиновых или стальных игл под кожу кроликов. Имплантирование сплошного цилиндра такого же размера и формы из платины или нержавеющей стали, которые сами по себе не вызывают ни химического, ни механического раздражения, не вызывали воспалительных изменений в тканях. Эта теория была подтверждена и получила дальнейшее развитие в работах Torneck (1967), который повторил эксперимент по имплантации стерильной полиэтиленовой трубки под кожу крыс линии Вистар. Было подтверждено, что воспаление различной степени выраженности возникает вокруг отверстий трубки и сопровождается инвагинацией соединительно-тканных разрастаний в просвет стерильной трубки, в то время как вокруг запаянного конца трубки воспаление практически отсутствовало. В продолжение этих экспериментов Torneck имплантировал трубки такого же размера, заполненные стерильной автоклавированной мышечной тканью, и той же тканью, обсемененной Грам-отрицательными кокками. Гистопатологические исследования через 60 дней показали, что воспалительная реакция вокруг отверстий этих трубок была значительно более выраженной, чем при имплантировании пустых полых стерильных трубок. Самая выраженная реакция отмечалась вокруг концов трубок с обсемененным кокками материалом - с формированием абсцессов. Эти данные внесли изменения в акцентах теории "полой трубы" и внимание исследователей было сосредоточенно на содержимом трубки.
Было убедительно доказано, что не столько сама полая трубка (полный аналог корневого канала), сколько ее содержимое, и в первую очередь наличие микроорганизмов, влияют на характер и тяжесть течения воспалительного процесса. В дальнейшем были проведены исследования с целью обнаружения специфических микроорганизмов, их различных ассоциаций и их влияние на характер воспаления. Но главный вывод уже модифицированной теории "полой трубы" не был изменен, и данные, с полным правом, были экстраполированы на зубы с некротически измененной пульпой, поскольку такая ситуация наблюдается в большинстве корневых каналов, требующих эндодонтического лечения.
Понимание, что запечатывание полого конца трубки имеет важное значение в характере воспалительного ответа, привело к необходимости разработки соответствующей обработки корневых каналов и пломбирования верхушечного отверстия. Данные о морфологии зубов (последние будут приведены в 4 главе), о наличие дополнительных каналов и ответвлений привели к соответствующему изменению взглядов на инструментальную обработку корневых каналов и медикаментозную обработку.
В большинстве случаев, все ответвления и дополнительные каналы при сегодняшней технике инструментальной обработке заполнить не удается, но понимание к чему надо стремиться, чтобы уменьшить риск появления воспаления вокруг отверстий "дополнительных труб", создало предпосылки к уменьшению риска до минимума. Была поставлена задача разработки не раздражающих пломбировочных материалов для корневых каналов, которые не рассасывались бы в области верхушки и обеспечивали совершенное закрытие апикального отверстия. Были предложены инструменты, которые препарировали канал определенного размера и формы; корневые штифты, которые бы дали совершенное запечатывание апекса. К сожалению, этот идеал не достигнут и поныне.
До относительно недавнего времени, внимание врачей было направлено на поиски лекарств для воздействия на микроорганизмы корневого канала. Одно перечисление заняло бы значительный объем книги: различные антисептики, сульфаниламидные препараты, антибиотики - широкий спектр вновь и вновь создаваемых препаратов, в разной совокупности, разной концентрации, разной длительности применения, с ферментами и без них, со стимуляторами и без них и т.д. При этом вместо одного препарата вводили другой, и публикации на эту тему продолжались и (уж конечно) продолжаются сегодня. До сегодняшнего дня ведется поиск патентованного препарата, применение которого решило бы все проблемы. Всепоглощающее внимание к этой проблеме уводило исследователей от других эндодонтических проблем, и в первую очередь о влиянии этих препаратов на ткани периодонта. Все лекарства, обладающие бактерицидным (а также бактериостатическим) действием, также токсичны и для живых тканей. Их применение авторы с высоты сегодняшнего дня и не думают воспринимать критически. "Не потому ли мы себе кажемся гигантами, что стоим на плечах у великих", - заявил один из корифеев науки. Но в думах о завтрашнем дне стоматологии будем надеяться, что нынешнее поколение врачей-стоматологов поймут это и будут избегать применения вреднодействующих лекарств для неоправданных целей.
Из сказанного выше видно, что цели и фундаментальные взгляды на эндодонтию остались те же. В задачу врача входит диагностика заболеваний зуба, решение вопроса о выборе тактики лечения, а при собственно эндодонтическом вмешательстве - "вычистить" и придать форму каналу зуба, запечатать пульповую камеру и корневые каналы. Но сегодня неизмеримо выросли возможности в достижении этих целей. Если прогресс в области диагностики не так ощутим (если он есть вообще), то нужно подчеркнуть, что наиболее важные достижения последних лет связаны с усовершенствованием инструментария. Практические врачи старого поколения, а я к ним отношу всех врачей доперестроечного времени, до сегодняшнего дня пытаются дать отечественные названия сплошь зарубежному инструментарию. Хотя даже название "дриль-бор" все-таки взято не из нашего языка. Но все равно мы ищем аналоги рашпилю и бураву, развертке и глубиномеру. Нужно сразу подчеркнуть, что эти попытки ни к чему не приведут, и мы должны смириться с применением названий "ример", "файл", "профайл" и так далее (reamer, file, profile). Подробнее о них будет сообщено в специальной главе, хотя исчерпывающая информация о современных инструментах в настоящее время представлена в изданиях профессора Николишина А. К., профессора Боровского Е. В. и других.
Как мы уже указывали, наиболее важные новшества в эндодонтии были связаны с совершенствованием инструментария. Инструменты стали теперь более гибкими, менее ломкими, более тонкими (06 размер), имеют более эффективные режущие поверхности. Кончики этих инструментов модифицированы так, что инструмент проникает в канал без повреждения стенок и предотвращает выход инструмента за апикальное отверстие. Машинные эндодонтические инструменты развились в область звуковых и ультразвуковых колебаний. Были существенно усовершенствованы методики удаления опилок из корневого канала. Классическим примером этого является внедрение профайлов, которые свели к минимуму риск поломки инструмента. В то же время внедрение этих методов препарирования канала привело к существенной проблеме - потере тактильного ощущения. Следовательно, требуется повышенная осторожность при их использовании, для предотвращения "перепрепарирования" или перфорации. Появились электроапекслокаторы, и хотя они не заменяют полностью рентгенографию, с их помощью намного проще и безопасней можно определить рабочую длину корневого канала. Обтурация корневых каналов стала значительно эффективней с использованием машин для разогрева гуттаперчи и ее конденсации.
Новые сведения появились и о хорошо известных материалах. Так в эндодонтии стали широко использовать гидроокись кальция. Несмотря на то, что мы до настоящего дня не знаем биологический механизм действия этого материала, он используется теперь во многих ситуациях, например, для закрытия перфорации, при внутренней резорбции и для предотвращения внешней резорбции, для стимулирования закрытия апикального отверстия в каналах незрелых зубов. Гидроокись кальция рекомендуется как временный материал для пломбирования корневых каналов, а также как составная часть материала для постоянного пломбирования корневых каналов. Область применения его настолько расширилась, что мы вынуждены посвятить ему значительное место в дальнейшем.
Таким образом, современную эндодонтию можно определить как лечение зубов при обратимых и необратимых изменениях в пульпе, а также при ее полной гибели и для предупреждения повреждения пульпы с целью сохранения функции зуба в зубном ряду. Как и любое другое определение, и это не лишено недостатков, но в нем отражены не только собственно вмешательства в полости зуба, но и мероприятия, предупреждающие эти вмешательства.
В первую очередь, нужно понимать, что наилучшая корневая пломба для зуба - это здоровая пульпа. Необходимо четко представлять, что может привести к повреждению пульпы и как предотвратить это повреждение, как оценить состояние пульпы и провести адекватное лечение. Неправильно считать, что любые повреждения пульпы приводят к ее гибели, и что консервативное лечение пульпитов (по показаниям) - неблагодарная процедура. С другой стороны, к счастью, мы уже прошли и период неоправданно широкого подхода к консервативному лечению пульпитов. Показания к консервации пульпы значительно сужены. Но еще сегодня решающим критерием в выборе методов лечения является болевой критерий. Попытки по основным совокупностям клинических симптомов создать алгоритм лечения пульпитов предпринимались неоднократно. Наиболее удачные, на наш взгляд, работы Зельтцера и Бендера, которые учитывали такие показатели как реакция на температурные раздражители (холод и тепло), реакции на электрические стимулы, гистологический диагноз, частоту болей, остроту ее, наличие боли в прошлом, наличие боли при перкуссии, наличие повреждения пульпы для разработки алгоритма выбора методов лечения. При этом наиболее интересным является анализ состояния пульпы, которое в литературе описывается как обратимое. Авторы обозначили их как излечимые. Но при этом диапазон изменений изучаемых показателей значительно варьирует, и вопрос, какой из них является противопоказанием к консервации, остается открытым. В главе "Клинический диагноз" мы подробнее остановимся на обосновании выбора лечения, а в этой части нам хотелось лишь подчеркнуть, что даже при клинически установленном диагнозе, выбор метода (и естественно прогноз) лечения еще не гарантирует успешного результата (к сожалению критерии успешной консервации пульпы остаются неопределенными).
В заключении хочется подчеркнуть, что эндодонтия окружена сегодня многочисленными приспособлениями, разработчики которых утверждают, что без них невозможно провести качественное лечение. Нужно сказать, что качественное лечение не всегда нуждается в дорогостоящем оборудовании для достижения хорошего результата. Сегодня нет опубликованных научных доказательств о преимуществах применения тех или иных методов.
Можно утверждать, что все методы хороши, если их применять последовательно, обосновано и методически правильно. Главное, что требуется сегодня - это знание, терпение и время.